Элен Лакомб учится на архитектора в Париже и провела год по обмену в Хельсинки. Она создает чудесные архитектурные иллюстрации, так тонко вырисованные, будто сейчас сойдут с листа.
Когда и как именно ты поняла, что архитектура и иллюстрация - это твое?
Мой папа - архитектор, и он всегда говорил об архитектуре с горящими глазами. Еще он очень много рисует, и я тоже начала рисовать еще когда была совсем маленькой. Сначала я не была уверена, что архитектура - это именно то, что я хочу, мне казалось, что на меня просто сильно влияет папина профессия. Поэтому я отучилась курс в школе прикладных искусств. Это помогло мне понять, что меня привлекает именно золотая середина между творчеством и конкретикой - то есть архитектура.
Я хочу стать архитектором, но в то же время для меня очень важно продолжать заниматься иллюстрацией. Сейчас в Париже я делаю иллюстрации, а с октября еще и разрисовываю витрины.
Элен-иллюстратор и Элен-архитектор - это один и тот же человек? Для этих двух занятий нужны одинаковые качества, одинаковые черты характера?
Для обоих нужно много терпения и усидчивости. Одна иллюстрация занимает в среднем от 6 до 15 часов, так что нужно оставаться максимально сконцентрированной. Вообще и для того и для другого нужно уметь закрыться от внешнего мира, остаться в коконе. Различий не так уж и много, могу только сказать, что иллюстрация - менее напряженное занятие. Когда я рисую, я чувствую уверенность в себе, тогда как в архитектурной школе преподаватели постоянно пытаются тебя дестабилизировать и вызвать сомнения в своей же работе. Но, думаю, они делают это специально: архитектор - эмоционально изматывающая профессия, и так нас готовят к суровой реальности.
Большинство твоих иллюстраций - рисунки зданий. Почему?
Мне казалось, что даже живя я в Париже, я совсем его не знаю и не вижу. А когда я рисовала парижское здание, мне казалось, что я знаю его наизусть, каждую колонну и статую. Когда рисуешь архитектуру, ты ее лучше понимаешь. Я люблю рисовать старинные церкви и соборы со множеством тонких деталей. Но делать иллюстрации с более современными зданиями тоже очень интересно: например, недавно я рисовала Марсельскую жилую единицу архитектора Ле Корбюзье и Центр Помпиду.
Какие иллюстраторы тебя вдохновляют?
Тибо Расса (@thibautrassat), архитектор и иллюстратор, его работы очень живые. Еще меня вдохновляет Марк Пулье (@markpoulierart), австралийский иллюстратор, который каждый день выкладывает рисунки видов из окна поезда. Есть французская версия - @attention_à_la_marche6, парень рисует людей в подземке, и на каждый скетч накладывает фон под цвет ветки метро! Люблю и идею, и его стиль. Я в основном подписана на художников, фотографов, иллюстраторов, друзей с архитектурной школы.
То есть Инстаграм для тебя - рабочий инструмент?
Да, и еще источник вдохновения. Без инстаграма я бы, возможно, не стала бы иллюстратором, не познакомилась бы со многими интересными людьми. Но у Инстаграма есть и фальшивая, обманная сторона, которую я не люблю: раньше дети мечтали стать учеными и звездами кино, а теперь - инфлуенсерами в Инстаграме. Я стараюсь себя оградить от токсичного влияния социальных сетей и ложных ценностей, которые они навязывают.
Скажи, бывают ли у тебя упадки вдохновения, и как ты с ними борешься?
Бывает, что мне меньше хочется рисовать. Тогда я стараюсь отвлечься и заняться чем-то другим, это помогает проветрить голову и дать место новым идеям. Не стоит все время заставлять себя, иначе можно перегореть. Со мной такое случалось в Хельсинки: я рисовала иллюстрации для клиентов одну за другой, как конвейер, и в какой-то момент совсем перестала получать удовольствие от процесса. Еще я чувствовала на себе давление Инстаграма: у меня как раз стало появляться больше подписчиков, и я чувствовала себя обязанной что-то выкладывать. Теперь я научилась отстраняться от этого и говорить себе, что бессмысленно рисовать только для того, чтобы выложить в социальные сети. Нужно давать себе время.
Какие три места ты мечтаешь посетить?
На первом месте у меня - Свальбард, это моя мечта! Затерянный кусочек Арктики на краю мира. На втором, пожалуй, Исландия. А еще из российских городов я была только в Санкт-Петербурге, хоть и трижды, и очень хотела бы посмотреть Москву и другие регионы. Там, наверное, все совсем другое. Что тут сказать - очень люблю Север!
Что тебе больше всего нравится и не нравится в Париже как архитектору?
Многие люди, и даже мои друзья с архитектурной школы, постоянно критикуют новую парижскую архитектуру. Они считают, что Париж - это Османские старинные здания, и как только появляется современное здание, для них это жертвоприношение. Знакомые иногда показывают мне на современную архитектуру со словами Ты такого не строй, Элен, и мне хочется сказать им - я буду! Я не буду строить старинные каменные особняки, архитектура должна эволюционировать. Люди не очень открыты новым подходам, новым технологиям. Например, сейчас Ренцо Пиано делает проект Дворца правосудия, невероятный проект, но многие мои друзья считают его чересчур большим, вызывающим. И меня раздражают такие рассуждения, ведь когда барон Осман строил особняки и прокладывал парижские авеню, людям это казалось вызывающим и безвкусным! А теперь - все в восторге. Париж адаптируется медленнее, чем, например, Лондон. В самом Париже не так много современных зданий, и люди еще не привыкли. Но в то же время - эту старину я тоже обожаю. Каждый день я прохожу по мосту Искусств и фотографирую вид на Сену: за шесть лет он мне еще ни разу не надоел. Сколько бы ты тут ни жил, Париж будет все время казаться красивым.
Как ты думаешь, можно ли «научиться» быть креативным и творческим, или это врожденный талант?
Я даже не знаю. Мне кажется, я рисовала так много, что уже непонятно - были ли это врожденные задатки, или это как натренированная мышца. Я верю, что бывают какие-то изначальные умения, которые помогают понять, в каком направлении двигаться, чувство пропорции, чувство перспективы - у кого-то они лучше и точнее развиты, у кого-то нет. Но талант… Бывают, конечно, и совсем маленькие дети, которые играют симфонии на фортепиано - это, несомненно, дар. В любом случае, даже если талант и есть - это ничего не значит без нужных усилий и старания. Рисование - это как спорт, серьезно!
-Монмартр или Марэ?
Монмартр
-Левый берег или Правый берег?
Правый берег
-Croissant или Pain au chocolat?
Круассан
-Диснейленд или Версаль?
Ни один из двух! Так ведь можно?
-Подземка или велосипед?
Подземка!
-Киш или фрикадельки?
Ах! Фрикадельки!
-Нормандия или Бретань?
Нормандия
-Красное или Белое?
Белое
-Лыжи или пляж?
Лыжи!
Interview published on pariswithme.com / Helene’s instagram @helenelacombe
All images © Alina Sepp / Written by Katya Ulitina