Жюлиа Лабэ – мастер за кадром

Photography: Alina Sepp

Interview: Lena Taraskina

Julia Labet

Остановка метро «Рим», а на улице настоящий Париж. Настоящий, потому что здесь нет никаких достопримечательностей, только обыкновенная жизнь парижан. Офисные сотрудники, докуривающие последнюю сигарету рабочего дня. Рестораны быстрого питания, чьи пестрые витрины вкрадываются в пейзаж серо-бежевых домов. Пустая чашка эспрессо и чаевые, оставленные на террасе.

Пожалуй самое интересное здесь - это переплетение улиц, которые носят названия известных европейских городов: Турин, Санкт-Петербург, Бухарест. Мы идем вниз по улице Москва, чтобы в доме 32 познакомиться с Жюлией, владелицей багетной мастерской, которая вот уже 17 лет оформляет произведения искусства (и не только !) в самые разные рамы, от антикварных рам 18-ого века до современных собственного производства.

Любовь к красоте чувствуется уже на пороге. На маленькой витрине представлена коллекция миниатюрных рам и зеркал. Между ними аккуратно расставлены продуманные акценты: вазочки с засушенными цветами и колосьями и декоративный ключ. Внутри антикварная мебель: архивный ящик и большое бюро для приема клиентов.

Julia Labet

Твои родители – профессиональные продавцы антиквариата. Скажи это как –то отразилось на твоем детстве ?

В мир антиквариата сначала попала моя мама, потом подтянулся папа. Они пришли со стороны из-за любви к интересным предметам. Я помню наши нескончаемые поездки, мы колесили много и часто. Я нередко ехала в багажнике нашей переполненной машины, а на крыше был очередной габаритный трофей. Это была безбашенная атмосфера 80-ых, когда такое еще можно было вытворять на дороге. 

То есть помимо поездок детство было как у всех ?

Как у всех – нет. Дома была особенная атмосфера, я росла в окружении множества невероятных вещей, и, мне кажется, это помогло мне натренировать глаз и вкус. Помню, как однажды мы пришли в бутик антиквариата, который принадлежал папиному знакомому. Мне было лет 7 или 8. Я сразу же увидела картину, которая была создана для коллекции отца. Он купил ее тогда по моему совету, и сегодня она висит у меня дома. Ну и конечно были поездки, которые диктовали свой ритм. Были моменты, когда хотелось простую жизнь как у всех. Но на самом деле, вся красота в том, что я никогда не задавала себе эти вопросы. Это было скорее в моменте, когда ты с другими людьми, и ты понимаешь, что ты не как все.

Расскажи про картину, которую ты нашла для отца ?

Это был портрет женщины в профиль, с красивой прической и обнаженными плечами. Помню, у нее было что-то от Брижит Бардо.

Julia Labet
Julia Labet

Как ты попала в профессию ?

Все началось со знакомой, которая рассказала о своих планах поступить в парижскую мебельную школу – La Bonne Graine (прим. школа была основана в 1866 году профессионалами, которые хотели передавать свои навыки по искусству внутренней отделки).

Изначально я хотела поступить в ателье по золочению, но потом я открыла для себя мир багетной мастерской, разнообразие которой меня покорило. Только представьте, себе сколько разных вариаций можно придумать, когда ты работаешь с огромным разнообразием рам, паспарту, кантов и слипов!

Как проходит обучение ?

Сначала ты выбираешь свою сферу деятельности, а потом находишь мастера в этой сфере, чтобы пройти стажировку. Лично мы чередовали учебу и практику: неделя в школе, три недели на стажировке.

Твои родители были довольны твоим выбором ?

Мое высшее образование никогда не было для моих родителей конечной целью. Они всегда поддерживали мои решения, вселяя в меня уверенность, будь то карьера или личные отношения.

Julia Labet
Julia Labet


Тебе не обидно, что твоя работа не является фокусной точкой ? Ведь зачастую, мы смотрим на то, что находится в раме, а не на нее саму.

Профессию ремесленника не стоит путать с художником. Мы не стоим у истока идеи, мы следуем за персоной художника. Багетный мастер играет очень важную роль в произведении искусства, ведь мы помогаем совершенствовать его презентацию, чтобы зритель увидел ее в самом выигрышном свете. Мы - те самые невидимые ручки, без которых работа художника не была бы завершена.

Как оценить хорошо подобранную раму ?

Хорошая рама – та, что адаптируется под произведение искусства и отображает ту же стилистическую эпоху. Рама должна оставаться на втором плане. Она красива, когда мы забываем про нее.

Кто твои клиенты?

Коллекционеры, арт-дилеры, галеристы, декораторы, но и частные лица тоже есть.

Что ты не любишь в своей работе?

Мне кажется нет такого. Я люблю все этапы – от знакомства с клиентом до поиска (или производства) идеальной рамы. 

Видишь ли ты эволюцию в ремесле багетчика?

Когда я начинала, ремесленники не были в почете – нас считали бедняками в то время, когда все стремились найти бессрочный контракт в финансовой сфере, например. Я в свою очередь никогда не стеснялась своей профессии – я очень люблю свое дело. У старших поколений была та же тенденция: если ты плохо учился в школе, тебя сразу списывали и советовали пойти учиться в техникум. Сейчас же заметна волна интереса к ремеслам всех мастей. У людей снова проснулось желание приблизиться к чему-то более простому. Людям хочется прийти с утра, взять в руки инструмент и сделать что-то своими руками. В этом есть невероятное удовлетворение. Когда я прихожу домой после рабочего дня, я знаю, чего я достигла за день.

Julia Labet
Julia Labet

Опиши свой дом? Какой стиль у твоего интерьера?

Эклектичный !

Сразу понятно, что тут живет багетный мастер?

Да (смеется), хоть я и стараюсь не перегружать. А еще понятно, что здесь живет человек, который любит ходить по барахолкам.

Тебя можно встретить в ИКЕЕ?

Да, в основном я езжу туда за какими-то более практичными вещами: кухонная утварь или что-нибудь для спальни моего сына. Но есть предметы мебели, которые я точно не смогла бы там купить – столы, буфеты. В такой мебели мне важна история.

Расскажи о своих любимых местах в Париже?

Очень люблю музеи Орсэ, Гюстава Моро и Романтической жизни. Получается, я склонна к искусству 19-ого века, хотя в интерьере я предпочитаю дизайн 20-ого. Еще я очень люблю галереи. Мои самые любимые - Mathieu Neouze Art и Galerie Laura Pecheur.

Если бы не багетный мастер, кем еще ты могла бы себя представить?

Актрисой в театре.

Julia Labet

Мастерская работает по предварительной записи. Телефон и адрес есть на сайте.

www.atelier-julialabet.com